Музеи ВГИ

Ожившие драконы

Открывайте, читайте, удивляйтесь - вдохновившись, поделитесь с другим 
 

 

В рубрике «Ожившие драконы» предлагается познакомиться с отдельными главами из одноименной книги, выпущенной Волгоградским издательством в 2005 г. Автор книги кандидат географических наук, преподаватель геологии с основами палеонтологии ВГИВолГУ, действительный член «Палеонтологического общества» при РАН Александр Аркадьевич Ярков много лет занимается палеонтологическими и археологическими изысканиями Волгоградского Поволжья и сопредельных территорий. На основе этих исследований, через призму верований, связанных с драконами, химерами, единорогами, лох-несским чудовищем и прочими монстрами, он раскрывает увлекательнейшие страницы из жизни мамонтов, динозавров, морских ящеров, акул, скатов и химеровых рыб. Кроме того, в книге затрагиваются вопросы происхождения янтаря, жемчуга и других самоцветов.
Скачать (979 hits) книгу целиком.
Отзывы, вопросы и предложения по переизданию книги высылать по электронной почте E-mail: mozazaur@yandex.ru

О книге

Автор, за многие годы, на основе своих палеонтологических исследований создал ряд выставок и экспозиций в Волгограде, Волжском, Жирновске, Баскунчаке.

Без преувеличения можно сказать, что волгоградская палеонтологическая экспозиция в Областном краеведческом музее была лучшей в Нижнем Поволжье. Согласно «Книге отзывов» она привлекала немало любознательных посетителей. Теперь об экспозиции напоминают только фотографии в книге «Ожившие драконы». Два года назад ее по распоряжению директора А.В. Материкина уничтожили. Сломали, без какой либо видимой причины, впоследствии, аргументируя запрос автора тем, что построят новую – лучше прежней. Благо дело, деньги то не Материкина, а наши с вами – их не жалко, как не жалко, затраченного автором книги труда, позволившего на год раньше открыть для посетителей Областной музей, после переезда. Кстати, автор за экспозиционную работу не получил ни копейки. Своими руками он ставил витрины, создавал архитектурное решение, не говоря уж о проведенной им огромной научно-исследовательской работе по древнейшей истории края.

В книгу «Загубленных экспозиций» к сожалению, можно занести фотографии из залов Волжского историко-краеведческого музея. Содержание витрин созданных автором в зале «Палеонтологии» так переделали (за наши с вами деньги), что они потеряли весь научный смысл. Не даром говорится «ломать, не делать – душа не болит». А ведь ни одно свое решение по изменению экспозиций дирекция не вправе выносить без экспертизы специалистов (в данном случае палеонтологов и краеведов), что и применяется в горячо нами любимых цивилизованных странах.

Скоро будет уничтожена, в связи с переездом, созданная автором экспозиция в Волжском музее казачества. Конечно, когда рушатся империи и исчезают страны, стоит ли горевать о музейных экспонатах и экспозициях?А, быть может, они потому и решаться, что чиновники (слуги народа) не относились бережно к далекой, но в любом случае, народной истории?

 

Палеонтологический музей на станции «Юннатов». Волжский. 2005 г. 

Витрина с останками плезиозавров и мозазавров. Волгоградский краеведческий музей. Экспозиция создана автором в 1989 г. 

Экспозиция ВОКМ; на переднем плане бивень мамонта; на снимке – автор экспозиции. 1989 г. 

Реконструкция челюсти Mosasaurus hoffmanni, созданная руками автора. Экспозиция Областного краеведческого музея 

Экспозиция в Волжском историко-краеведческом музее (первоначальный вид) 

Реконструкция стоянки неандертальца, созданная руками автора в Волжском краеведческом музее 

Палеонтологическая экспозиция в Волжском историко-краеведческом музее, создана автором в 1996 г. (в настоящее время разрушена) 

Экспозиция Волжского музея истории казачества. Автор экспозиции А.А. Ярков 

Экспозиция Волжского музея истории казачества. Автор экспозиции А.А. Ярков 

П р о л о г

Совсем недавно духовная культура человечества была значительно богаче, чем сейчас. Не существовало четкой грани между реальностью и вымыслом, природой и человеком. Общество еще находилось в состоянии впечатлительного детства, поэтому легко уходило в мир грез и с трудом оттуда возвращалось. И дело здесь не только в недостаточности знаний, а в чудесных возможностях нашего разума с небольшим искажением воспринимать окружающую действительность. 

Человечество всегда находилось перед дилеммой двойных стандартов, обеспечивающих единоборство противоположных начал – вражды и гармонии. С одной стороны, для того чтобы выжить в вечной борьбе за средства к существованию, из поколения в поколение воспитывались чувства здравого понимания окружающего мира; с другой – культивировалась в самых укромных уголках сознания потребность до бесконечности перекраивать реальное, порой превращая его в этакий поэтический абсурд. Тем не менее я нисколько не сомневаюсь, что легкий вымысел, все то, что вызывает острые ощущения, будоражит эмоции и приводит к творчеству, необходимы нам как воздух, как чувство самосохранения. Иначе не возникла бы тяга к развитию устного эпоса, литературы, а потом и художественной кинематографии, которая далека от правды и в которую так хочется верить.

Однако, осознавая значение сказок, поверий, легенд и фантазии для развития человечности и, естественно, духовной культуры, я, тем не менее, в соответствии с жанром научно-популярной литературы, буду с иронией, и даже сарказмом, выражать в этой книге отношение к суевериям и приятным для кого-то заблуждениям. Но это лишь только литературный прием. 

Кто запретит вам, узнав из этой книги о некоторых достижениях науки, тут же забыть обо всем и вновь искать под креслом симпатичного инопланетянина, а в ближайшем болоте вылавливать сачком мезозойского плезиозавра или возле дома собирать в куче гравия философские камни мудрости?

Кто лишит вас права верить в барабашек, драконов, химер, единорогов, летающие тарелки, в Армагеддон и в перевоплощение душ умерших в кошку или кролика?

Кто принудит вас отвергнуть всю эту милую сердцу чепуху, без которой жизнь застывшего в виртуальной цивилизации общества, загруженная в геометрические формы стеклянных и железобетонных конструкций, была бы невыносимо скучной?

Ради Бога, верьте в свою счастливую звезду, которая единственная среди миллионов и миллионов звезд светит только для вас и направляет в необозримые перспективы только вашу судьбу. Верьте, как я когда-то искренне верил, мечтая стать палеон­тологом. Лишь бы эта вера не превратилась в фанатичную уверенность в безгрешной правоте, как это было в эпоху «Великих заблуждений».